Социальный педагог    Главная

Анализ работы социального педагога

МОУ "Иловатская сош" ( 2010- 2011 учебный год.)

Основные направления работы социального педагога в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Цель работы в 2010 - 2011 учебном году – осуществление посредничества между личностью учащегося и учреждением, семьёй, средой, специалистами соц служб, административными органами для оказания своевременной социальной помощи и поддержки нуждающихся в ней учащихся. Объединение усилий семьи и школы в воспитании детей. Социальная защита семьи и детства.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

     Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности я руководствуюсь следующими нормативными документами:

·         Конвенцией о правах ребёнка;

·         Законом «Об образовании»;

·         Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;

·         Законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»

·         Конституцией РФ

·         Семейным кодексом и др.

Основные направления социально-педагогической работы в школе определялись, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.

Работа планировалась и проводилась по следующим направлениям:

       помощь семье  в  проблемах,  связанных с учёбой,  воспитанием;

       помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;

       распознавание,   диагностирование   и   разрешение   конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

       выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным     учащимся     с     привлечением     специалистов     из соответствующих учреждений и организаций;

       помощь    педагогам    в    разрешении   конфликтов    с   детьми,    в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;

                    пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

В нашем образовательном учреждении присутствуют практически все категории семей. В школе 27 семей являются многодетными, где воспитываются 86 детей,  44  семьи относятся к категории неполных семей, в них воспитываются 62 ребенка, 5   семей относятся к категории неблагополучных, где воспитывается 11 детей.

 Особое внимание уделялось учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.

На 1 сентября 2010 года был составлен социальный паспорт школы, где указаны все категории учащихся. Эта работа ведётся с целью более глубокого знакомства с учащимися, семьёй, изучения образа жизни семьи, установления контакта с семьёй для создания доверительных отношений, взаимопонимания, сотрудничества. В банке данных сведения об учащихся, состоящих на всех видах профилактического учёта: внутришкольном, ОДН, комиссии по делам несовершеннолетних.

На основе социального паспорта школы, а также методом анкетирования, беседы и анализа сведений, которые были получены из инспекции по делам несовершеннолетних, отдела социальной защиты населения мы выявили многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся и семьи "группы риска". В их числе:

1.          Низкая материальная обеспеченность.

2.          Отсутствие доверительных отношений между членами семьи.

3.    Неуспеваемость школьников в учёбе.

4.          Незнание своих обязанностей и прав.

         Но    хуже    всего,    когда    в    таких    семьях    воцаряется    социально-психологическое неблагополучие (потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий и т. п ).

Такая семья не выполняет своих традиционных функций и становится несостоятельной в воспитательном отношении.

Постоянно совершались выходы в такие семьи с составлением акта обследования каждой семьи. В этой работе принимали участие классные руководители, администрация школы, инспектор ПДН, участковый, специалист администрации Иловатского сельского поселения На все семьи ведутся карточки учёта, составляются характеристики на учащихся из неблагополучных семей. Все учащиеся находятся под постоянным контролем классного руководителя, социального педагога, администрации школы.

Традиционными стали посещения опекунских семей и заполнение актов жилищных условий в сентябре, марте. Документы подавались специалисту отдела опеки и попечительства

Многие проблемы мы не могли решить сами, тогда к работе подключали других специалистов: комиссию по делам несовершеннолетних; отдел опеки и попечительства; ПДН.

Тесное взаимодействие с классными руководителями, школьным инспектором, администрацией школы, родителями позволило строго контролировать посещаемость занятий учащимися. Все школьники посещают учебное заведение. Учащиеся, склонные к пропускам без уважительной причины, состоят на особом контроле у администрации школы, социального  педагога,  инспектора ОДН. На данный момент на внутришкольном  учёте и на учете в ПДН учащиеся нашей школы не состоят.

   В школе создан и работает Совет по  профилактике правонарушений из числа наиболее опытных, пользующихся авторитетом у учащихся представителей администрации, педагогов. В составе Совета входят директор школы, учителя, социальный педагог, школьный инспектор ОДН, зам. директора по УВР, председатель общешкольного родительского комитета, участковый. Основные задачи Совета профилактики – это организация работы по профилактике нарушений школьной дисциплины, правонарушений, уклонения учащихся от учебы.  Его работа направлена на координацию деятельности школы, родителей, общественности, органов милиции в коррекционной работе с детьми, входящими в «группу риска»; по оздоровлению условий семейного воспитания.

Согласно Закону РФ №120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на разных видах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой является: посещение на дому учащихся с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий время, а также в каникулярное время; изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения, посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащимся к занятиям, индивидуальные консультации, профилактические беседы, а также вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность.

     В течение учебного года велась профилактическая работа с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта, раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, профилактика вредных привычек, способствование здоровому образу жизни:

·      беседы с учащимися;

·      посещение уроков и классных часов;

·      совместная работа с  инспектором ОДН;

·      организация и проведение консультаций для учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, консультирование классных руководителей, педагогов-предметников, родителей по данному направлению работы;

·      привлечение к оказанию помощи различные службы и ведомства.

Организация и контроль за образовательно-воспитательным процессом детьми "группы риска" проходил ежедневно. Он включал в себя:

        проверку посещения уроков детьми;

        посещение    уроков    и    внеклассных    мероприятий    социальным педагогом и заместителем директора по воспитательной работе;

        собеседование с учителями, администрацией;

        работу с банком данных;

        консультирование педагогов, родителей, учеников;

        организацию досуга;

         профориентацию и т. д.        

В рамках профилактической работы проводились различные мероприятия:

·         «Мое свободное время» - 6-8 классы;

·         «Отношение подростков к пагубным привычкам» - 5-7 классы;

·         «Безвредного табака не бывает» - 2-4 класс

·         «Социальные последствия употребления алкоголя» - 9а-9б классы.

    Организуется помощь нуждающимся, обеспечивается защита их прав:

·         Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, сироты и оставшиеся без попечения родителей;

·   работа с семьей;

·   правовое просвещение родителей;

·   помощь детям в преодолении затруднений в учебе;

·   организация досуга детей;

·   информирование родителей о работе различных служб;

·   работа в школе Совета по профилактике правонарушений;

Анализируя работу социального педагога за 2010-2011 год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:

1.   Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

2.   Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка;

3.   Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;

4.   Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением детей и подростков;

5.   Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;

Задачи работы социального педагога на 2011 - 2012 учебный год:

  1. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
  2. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся.
  3. Посредничество между личностью учащегося и школой, семьёй, средой, специалистами социальных служб и административными органами.
  4. Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности.
  5. Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.