Анализ
работы школьной библиотеки МБОУ «Иловатская
сош» за 2010/2011 учебный год
В течение 2010 – 2011
учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному
администрацией школы.
Работа проводилась с учетом
разделов общешкольного плана. Основными задачами библиотеки являлись:
1.Повышение качества чтения и использования новых форм работы с книгой.
2.Совместная работа с
учителями предметниками и классными руководителями.
Школьная библиотека
прививала у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала
ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в
помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях
привычку и радость чтения и учения,
потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.
В этом году по сравнению с
прошлым годом мы получили
больше учебников но, к сожалению книг относящихся к категории
второстепенных так и не удалось
получить, потому что ежегодно
меняются программы основных предметов и выделенные деньги уходят лишь на эти
книги.
Школьная библиотека — это
информационный центр для ребят. Именно здесь должны приобретаться навыки
самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения
информации, полученной из различных источников: книг, журналов, газет,
справочной литературы, источников сети Интернет.
Большую роль сыграли
юбилейные выставки, ребята пользовались данной литературой для уроков и
расширения кругозора.
Занятия по программе
библиотечно-библиографических знаний, проводимые библиотекой, дополняют,
расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.
Многие уроки состоят не только из теоретической части в виде беседы, игры и
т.д., но и практической части. Например,
после того, как дети знакомятся
с правилами обращения с книгой, учебниками, закрепления этих правил, я
обязательно учу простейшему умению обернуть книгу. Дети с интересом работают на
занятиях Книжная больница, они
производят несложный ремонт книг. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что
нужно продолжать сотрудничество с педагогами и с родителями,
Систематически проводить
рейды по сохранности учебников.
Работая с малышами,
старалась в мероприятиях завлечь как можно больше ребят в игру, интересно прошла
инсценированная сказка «Крепкая дружба». Зрители
помогали героям сказки
угадывать пословицы, петь песни и даже танцевать. Ребята остались очень
довольными. Также интересно прошел,
литературный ринг, каждая команда
за считанные минуты
старалась первой ответить на заданные
вопросы, и помогали им в этом группа поддержки.
Совместно с учителем
истории успешно прошел устный
журнал «Велик народ, в биографии которого был Сталинград». Старшеклассники очень
серьезно отнеслись к этому мероприятию, не легко было сыграть роль генералов, но
ребята отлично справились с этой ролью. Очень радостно было услышать на линейке
результаты конкурса в районе, мы
заняли 2е место.
Школьная библиотека — это
информационный центр для ребят. Именно здесь должны приобретаться навыки
самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения
информации, полученной из различных источников: книг, журналов, газет,
справочной литературы, источников сети Интернет.
Большую роль сыграли
юбилейные выставки, ребята пользовались данной литературой для уроков и
расширения кругозора.
Занятия по программе
библиотечно-библиографических знаний, проводимые библиотекой, дополняют,
расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.
Многие уроки состоят не только из теоретической части в виде беседы, игры и
т.д., но и практической части. Например,
после того, как дети знакомятся
с правилами обращения с книгой, учебниками, закрепления этих правил, я
обязательно учу простейшему умению обернуть книгу. Дети с интересом работают на
занятиях Книжная больница, они
производят несложный ремонт книг. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что
нужно продолжать сотрудничество с педагогами и с родителями,
Систематически проводить
рейды по сохранности учебников.
I. Состояние книжного фонда
Общий фонд библиотеки
составляет –11974 экз.
Из них:
- художественная литература
-7175 экз.;
- учебная
литература – 4799
экз.
Обращаемость
художественной литературы 1
В этом учебном году
библиотечный фонд пополнился
изданиями большой Российской энциклопедии:
2экз, 318 книг переданной с Белокаменской школы.
Также получены учебники
из областного комитета 399шт и
202 переданные Белокаменской школой.
Фонд учебников расположен в
отдельном помещении. Расстановка производится по классам. По мере поступления
новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились
беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных
часах. Проводились рейды по сохранности учебников.
В конце учебного года
по графику прошла сдача учебников по классам.
Контрольные показатели
2010/2011 учебный
год.
1
Количество учащихся в школе
197человек
2.
Количество читателей
228 человек
3.
Количество посещений
902.
4.
Книговыдача
-
с учебниками
4405
- без учебников
2825
5.
Средняя посещаемость
54%
6.
Средняя читаемость
60%
7.
Обращаемость
0,1
8.
Обеспеченность учебниками
33%
В
конце года был проведен анализ
читательской активности обучающихся. По результатам
анализа можно сделать
следующие выводы.
Читательская активность
наиболее высокая в начальной школе - 60% детей 1 ступени обучения являются
активными читателями школьной библиотеки; на 2 ступени обучения
читательская активность падает до 38%
(это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х
классов); на 3 ступени обучения - в
10-11 классах читательская активность возрастает, практически все ребята
являются читателями – 80%).
Если сравнивать с прошлым учебным годом,
то читательская активность
повысилась, но ненамного, возможно из-за пассивных читателей,
пользующихся в школьной библиотеке только учебной литературой и
художественной литературой по программе. Однако, появились читатели библиотеки,
активно использующие энциклопедию, учащиеся
воспользовались поиском информации к урокам
истории, географии, биологии. Востребованными были также
справочники русского языка и литературы.
На следующий учебный год
необходимо проводить совместную работу библиотекаря и учителей словесности по
проведению читательских конференций;
добиваться единства направлений в работе.
II.
Справочно-библиографическая работа
В течение всего года велась
работа по редактированию справочно- библиографического аппарата.
Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические
папки-накопители.
Большая работа проводилась
среди обучающихся в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. В
течение этого учебного года
было проведено 5 библиотечных обзоров и уроков для читателей различных
возрастных групп (1, 2, 3 классы).
На этих мероприятиях ребята
познакомились с новинками периодических изданий, предназначенными для их
возраста, узнали о справочном аппарате энциклопедий,
познакомились с новинками художественной литературы.
IV. Пропаганда чтения как
форма культурного досуга
Роль библиотеки в пропаганде литературы
огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие
в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной
библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил
необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования,
самораскрытия личности.
Важнейшим направлением деятельности
библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются
разнообразные книжные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к
различным месячникам. Наиболее
значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам :к ДНЮ ПОБЕДЫ БИТВЫ
ПОД СТАЛИНГРАДОМ « День народного
единства «Россия – великая страна», к 50-летию полета первого
человека в космос - «Первый
полет человека в космос». Подбирая материал к этим выставкам, стараешься
рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но
и предложить литературу с выставки и побеседовать с
читателями.
Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам.
Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги,
проводятся викторины.
Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению
детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки.
Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с
педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского
языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала
разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой
работе – это массовые мероприятия,
т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это
обзоры, обсуждения, викторины, праздники.
В марте
прошла традиционная
«Книжкина неделя». В рамках этой недели состоялось награждение активных
читателей школьной библиотеки. Для
обучающихся 1-4 классов
прошла викторина по сказкам А.С. Пушкина. Для учащихся среднего звена
литературно - познавательная игра «Умники и умницы».
*Индивидуальная работа с
читателями
1.
Беседы о прочитанных книгах
2.
Беседы при записи в библиотеку
3.
Консультирование при выборе книг
4.
Рекомендации
Анализируя работу школьной библиотеки за
2010/2011 учебный год, можно сделать следующий вывод:
Школьная библиотека
в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в
проведении массовых мероприятий, классных часов.
Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные
выставки.
Библиотека пропагандировала
чтение, а так же ресурсы и службы школьных библиотек .Старалась добиться
систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с
читательским активом.
Работа библиотеки
проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на
2010/2011 учебный год.
Основные задачи,
поставленные на этот учебный год, выполнены, но
выявлены основные проблемы,
над которыми необходимо работать в 2011/2012 учебном году:
1.
Низкая читательская активность у учащихся, книгу заменил Интернет.
2.
В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в
негодность.
Задачи, над которыми стоит
работать в следующем году:
1.
Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы
приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет -
проекты.
2.
Пополнять фонд новой художественной, детской литературой 1-4классах, раз
в год проводить акцию «Подари книгу школе».
3.
Продолжить работу над повышением качества и доступности информации,
качеством обслуживания пользователей.
4.
Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации,
поиску, отбору и умению оценивать информацию.