Главная страница    Библиотека

      Анализ работы школьной библиотеки  МБОУ «Иловатская сош» за 2010/2011 учебный год

 

 

 

В течение 2010 – 2011 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы.

 

Работа проводилась с учетом  разделов общешкольного плана. Основными задачами библиотеки являлись:

 

1.Повышение качества чтения и использования новых форм работы с книгой.

2.Совместная работа с учителями предметниками и классными руководителями.

 

Школьная библиотека прививала у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в  помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения,  потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.

В этом году по сравнению с прошлым годом  мы получили  больше учебников но, к сожалению книг относящихся к категории второстепенных  так и не удалось получить, потому что ежегодно  меняются программы основных предметов и выделенные деньги уходят лишь на эти книги.

 

Школьная библиотека — это информационный центр для ребят. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: книг, журналов, газет, справочной литературы, источников сети Интернет.

Большую роль сыграли юбилейные выставки, ребята пользовались данной литературой для уроков и расширения  кругозора.

  Занятия по программе библиотечно-библиографических знаний, проводимые библиотекой, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал. Многие уроки состоят не только из теоретической части в виде беседы, игры и т.д., но и практической части. Например,  после того, как дети знакомятся  с правилами обращения с книгой, учебниками, закрепления этих правил, я обязательно учу простейшему умению обернуть книгу. Дети с интересом работают на занятиях  Книжная больница, они производят несложный ремонт книг. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что нужно продолжать сотрудничество с педагогами и с родителями,

Систематически проводить рейды по сохранности учебников.

 

 

 

Работая с малышами, старалась в мероприятиях завлечь как можно больше ребят в игру, интересно прошла инсценированная сказка «Крепкая дружба». Зрители  помогали героям  сказки угадывать пословицы, петь песни и даже танцевать. Ребята остались очень довольными. Также интересно прошел,  литературный ринг, каждая команда

за считанные минуты старалась первой ответить на заданные  вопросы, и помогали им в этом группа поддержки.

Совместно с учителем истории  успешно прошел устный журнал «Велик народ, в биографии которого был Сталинград». Старшеклассники очень серьезно отнеслись к этому мероприятию, не легко было сыграть роль генералов, но ребята отлично справились с этой ролью. Очень радостно было услышать на линейке результаты  конкурса в районе, мы заняли 2е место.

 

 

Школьная библиотека — это информационный центр для ребят. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: книг, журналов, газет, справочной литературы, источников сети Интернет.

Большую роль сыграли юбилейные выставки, ребята пользовались данной литературой для уроков и расширения  кругозора.

  Занятия по программе библиотечно-библиографических знаний, проводимые библиотекой, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал. Многие уроки состоят не только из теоретической части в виде беседы, игры и т.д., но и практической части. Например,  после того, как дети знакомятся  с правилами обращения с книгой, учебниками, закрепления этих правил, я обязательно учу простейшему умению обернуть книгу. Дети с интересом работают на занятиях  Книжная больница, они производят несложный ремонт книг. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что нужно продолжать сотрудничество с педагогами и с родителями,

Систематически проводить рейды по сохранности учебников.

 

I. Состояние книжного фонда

 

 Общий фонд библиотеки  составляет –11974  экз.

 

 Из них:

 

- художественная литература -7175   экз.;

 

       - учебная литература –   4799   экз.

   

    Обращаемость художественной литературы 1  

      

 

 

 

В этом учебном году библиотечный фонд пополнился   изданиями большой Российской энциклопедии:  2экз, 318 книг переданной с Белокаменской школы.

Также получены учебники  из областного комитета 399шт и  202 переданные Белокаменской школой.

 

Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка производится по классам. По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников.

 

 

 

        В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Проводились рейды по сохранности учебников.

 

В конце учебного года  по графику прошла сдача учебников по классам.

 

  Контрольные показатели

 

2010/2011 учебный  год. 

 

1

Количество учащихся в школе          

          197человек

2.     

Количество читателей                         

228 человек

3.     

Количество посещений    

902.

 

  4.   

Книговыдача 

-  с учебниками

4405

- без учебников         

 2825

5.     

Средняя посещаемость

   54%       

6.     

Средняя читаемость

  60%        

7.     

Обращаемость

0,1

8.

Обеспеченность учебниками

  33%

 

В  конце года был проведен анализ  читательской активности обучающихся. По результатам  анализа  можно сделать следующие выводы.

 

Читательская активность наиболее высокая в начальной школе - 60% детей 1 ступени обучения являются активными читателями школьной библиотеки; на 2 ступени обучения  читательская активность падает до 38%  (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х классов);  на 3 ступени обучения - в 10-11 классах читательская активность возрастает, практически все ребята являются  читателями – 80%). 

 

 

 Если сравнивать с прошлым учебным годом, то читательская активность  повысилась, но ненамного, возможно из-за пассивных читателей,  пользующихся в школьной библиотеке только учебной литературой и художественной литературой по программе. Однако, появились читатели библиотеки, активно использующие энциклопедию, учащиеся  воспользовались поиском информации к урокам  истории, географии, биологии. Востребованными были также    справочники русского языка и литературы.

На следующий учебный год необходимо проводить совместную работу библиотекаря и учителей словесности по проведению читательских конференций;  добиваться единства направлений в работе.

 

  II.   Справочно-библиографическая работа

В течение всего года велась работа по редактированию справочно- библиографического аппарата.  Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители.  

 Большая работа проводилась  среди обучающихся в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. В течение  этого учебного года  было проведено 5 библиотечных обзоров и уроков для читателей различных возрастных групп (1, 2, 3  классы). На этих мероприятиях  ребята познакомились с новинками периодических изданий, предназначенными для их возраста, узнали о справочном аппарате энциклопедий,  познакомились с новинками художественной литературы.

 

IV. Пропаганда чтения как форма культурного досуга

 

  Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

 Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные книжные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам.  Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам :к ДНЮ ПОБЕДЫ БИТВЫ ПОД  СТАЛИНГРАДОМ « День народного единства «Россия – великая страна», к 50-летию полета первого  человека в космос  - «Первый полет человека в космос». Подбирая материал к этим выставкам, стараешься  рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но  и предложить литературу с выставки и побеседовать с  читателями.

 

            Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины.

 

           Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского  языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала  разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе  – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, викторины, праздники.

 В марте   прошла  традиционная «Книжкина неделя». В рамках этой недели состоялось награждение активных читателей школьной библиотеки. Для  обучающихся 1-4 классов   прошла викторина по сказкам А.С. Пушкина. Для учащихся среднего звена  литературно - познавательная игра «Умники и умницы». 

 

*Индивидуальная работа с читателями

 

 1.     Беседы о прочитанных книгах

 

2.     Беседы при записи в библиотеку

 

3.     Консультирование при выборе книг

4.     Рекомендации

 Анализируя работу школьной библиотеки за 2010/2011 учебный год, можно сделать следующий вывод:

Школьная библиотека   в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов.  Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.

Библиотека пропагандировала чтение, а так же ресурсы и службы школьных библиотек .Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.

Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на  2010/2011 учебный год.

 

Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены, но

выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2011/2012 учебном году:

1.    Низкая читательская активность у учащихся, книгу заменил Интернет.

 

2.     В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в негодность.

 

Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:

 

1.     Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет - проекты.

 

2.     Пополнять фонд новой художественной, детской литературой 1-4классах, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».

 

3.     Продолжить работу над повышением качества и доступности информации,  качеством обслуживания пользователей.

 

4.     Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию.