Главная страница    Методическая копилка

Методическая тема:

«Профессиональная компетентность учителя, как важнейшее условие развития личности обучающихся» Работа над данной темой способствует созданию условий для перехода на компетентностное образование, что очень важно в современном мире.

Цель: «Создание развивающего пространства для деятельности субъектов образовательного процесса с целью обучения и воспитания творческой и конкурентоспособной личности».

        К основным направлениям деятельности методической службы ОУ относятся: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная.

Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя. Уровень профессиональной компетентности рассматривается как содержательная характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена своеобразных этапов деятельности.

Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива.

Основу информационной деятельности составляют:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ задач:

Задача

Степень выполнения

Проблемы

Пути решения

1.Обеспечение получения полноценного и качественного образования, адекватного современным общественным потребностям.

 

Учебный план выполнен. Программа пройдена. Наблю­дается положительная динамика качества знаний обучающихся. Системная работа проводилась по программно-методическому обеспечению образовательного процесса: были скорректированы учебные программы, утверждены тематические планирования у каждого учителя, определены УМК для каждого класса, проверено соответствие учебников федеральному перечню, проанализирован фонд школьной библиотеки.

   Проанализированы программы элективных курсов и курсов по выбору.

 

Нет четкости построения всей работы по принципу «диагностика-анализ».

 

Усилить работу по подготовке учащихся к ЕГЭ на основе проблемно-ориентированного анализа, шире применять тестовые задания на всех ступенях обучения.

2.Совершенствование содержания, методики обучения и воспитания.

 

Наблюдается повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения в практику новых педагогических технологий, совершенствование педагогического мастерства.

Недостаточный уровень вовлеченности педагогов в инновационные процессы

Шире использовать передовой педагогический опыт, новые технологии.

 

3.Создание условий для реализации многообразия образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития всех субъектов образовательного процесса.

 

Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, желающих участвовать в инновационных процессах школы. разнообразные формы проведения мероприятий вызвали повышенный интерес у учащихся. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих определенного интеллектуального уровня.

Снижение показателей результативности участия в республиканском этапе Всероссийской предметной олимпиаде

Усиление индивидуальной направленности в работе с обучающимися  и учителями. Индивидуализировать образовательный процесс за счет элективных курсов, курсов по выбору, факультативов, профильных дисциплин.

 

 

Анализ организационно-управленческой деятельности:

 Оптимальность структуры МС и целесообразность распределения обязанностей между всеми уровнями:

№ п/п

Элемент структуры МС

Нормативно-правовое обеспечение деятельности

Состав элемента

Функции

Рассматриваемые вопросы

Проблемы

Пути решения

1

Школьные методические объединения        

Положение о школьном методическом объединении

В течение года функционировало 3 методических объединения:

- МО учителей гуманитарных дисциплин;

- МО естественно-математического цикла;

- МО учителей начальных классов;

 

Коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

 

Темы методических объединений соответствуют методической теме школы и задачам, стоящим перед ней.     

 Все вопросы, рассмотренные на заседаниях МО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, совершенствованию качества преподавания.

 Тематика обсуждаемых проблем соответствовала единой проблеме школе, а также утвержденным темам методических объединений.

 

Не происходят качественные изменения в содержании работы МО, преобладают традиционные формы работы, недостаточно четкое и продуманное планирование работы МО, ослабление контроля со стороны НМС.

Однообразие дидактических форм методической работы, используемых руководителями МО в течение года.

 

Внести качественные изменения в  содержание работы методических объединений. Использовать новые и модернизировать  традиционные формы и методы организации НМР.

   Усилить практическую направленность работы МО.

  Тщательно планировать работу каждого методического объединения.

МО строить свою деятельность на основе данных мониторинга результативности образовательного процесса в школе.

 

2

Школьный методический кабинет

Положение о школьном методическом кабинете

 

Формирование банка информации, создание условий для оптимального доступа  учителя к необходимой информации

На базе методического кабинета  собран материал по обеспечению нормативно-правовой базы организации методической работы в школе.

 

Систематизация и   оформление в папках материалов   из опыта работы каждого нашего учителя.

 

 

 Организация планирования методической работы:

№ п/п

Направления деятельности

Проведенные мероприятия

Степень выполнения планов

Проблемы

Пути решения

1

Работа с кадрами:

- повышение квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- аттестация пед.работников

 

 

 

 Важным направлением работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства  учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации и самообразование. В этом учебном году 6 человек прошли курсовое обучение.

 Участие в районных семинарах, педсоветах, заседаниях методических объединений, информационных совещаниях. Школа участвовала в методической работе района. 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов  через механизм аттестации.

 

 

План выполнен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План выполнен в полном соответствии с графиком аттестации.

 

 

 

Эпизодичность эффективных, плодотворных периодов работы учителей предметников на повышение уровня педагогического  мастерства;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостаточная проработка формы портфолио.

 

 

1.Стимулировать участие педагогов школы в районных семинарах, конференциях, педагогических чтениях, а также участие в  проектах по различным направлениям образовательной деятельности.

2. Способствовать раскрытию авторских позиций педагогов посредством создания локальных печатных сборников, размещения их на сайте школы.

 

 

 

 

 

Изучить новое положение об аттестации. Внести изменение в положение о Портфолио в соответствии с современными требованиями и новым Положением об аттестации.

2

Обобщение и распространение опыта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование учителей

 

 

Сопровождение профессионального роста педагогов, обобщения и представления педагогического опыта с целью изучения, обобщения, презентации и распространения передового педагогического опыта – создание условий для рефлексии   педагогами своего профессионального пути, получения обратной связи.

1. Участие учителя истории Хабарова И.В. . в конкурсе « Учитель года».

 

 

В соответствии с методической темой школы и методической темой МО всеми педагогами  были выбраны темы самообразования, работа над которыми продолжалась весь учебный год. Результатом самообразования стали открытые уроки, выступления перед коллегами на заседаниях МО, педсоветах, семинарах. Методическая самообразовательная работа учителя рассматривалась как целостная система, направленная на достижение конечных результатов – промежуточных и конечных. Её цель – повышение квалификации, восполнение пробелов и недостатков учебного курса, его усовершенствование. Содержание деятельности: работа над учебным планом, программой, собственным вариантом содержания учебного курса, фрагмента

учебника, самостоятельные эксперимента по апробированию нового варианта содержания и внесение в него соответственных корректив. В качестве методов использовалось изучение литературы, самостоятельное проведение опытной работы по проверке нового

содержания, участие в эксперименте наряду с другими коллегами.

В ходе работы над темой каждый педагог определял круг вопросов для изучения, ставил две цели: исследовательскую (критерии, способы, методы, формы, принципы обучения) и практическую (методические рекомендации, сборник заданий, задач, упражнений,

программы), планировал изучение соответствующей литературы,

передового опыта своих коллег, творческое сотрудничество по теме, прогнозировал конечные результаты.

Педагоги школы поднимали своими научно-методическими разработками целый ряд вопросов, требующих комплексного решения: отбор вариативного содержания обучения, обеспечение условий для индивидуализации его усвоения, развитие общих умственных способностей и учебных умений учащихся, их познавательных интересов, реализация творческого потенциала обучаемых.

 

Методической службой постоянно ведется работа по накоплению, обобщению и распространению передового педагогического опыта. План выполнен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План выполнен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Низкая активность учителей в отношении  обобщения  актуального педагогического   опыта, как на уровне города   так и  республики.

2.Низкая активность педагогов в методической работе на уровне города, а  также отсутствие проявления авторских позиций при написании программ элективных курсов, методических рекомендаций предметного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы самообразования некоторых учителей выбраны формально, без учета профессиональных затруднений и точек профессионального роста.

Продолжение работы по совершенствованию обмена передовым педагогическим опытом.

Более тщательно и конкретно планировать работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового опыта.

     Выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей, анализировать, апробировать и внедрять новые формы методического обеспечения образовательного процесса;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Темы самообразования педагогов должны обсуждаться и утверждаться на заседаниях ШМО.

 

 

 Система контроля за методической работой:

№ п/п

Вопросы контроля

Используемые формы и методы

Проблемы

Пути решения

1

Выявление уровня педагогического мастерства  аттестуемых учителей;

 

Посещение уроков с последующим анализом, собеседование

Следует отметить, что все еще недостаточно внедряются в практику компьютерные технологии, исследовательские виды деятельности учащихся на уроках. Учителя теоретически владеют технологиями проведения личностно- ориентированного, дифференцированного, проблемного обучения, однако на практике эта работа осуществляется на недостаточном уровне. Слабо организуется работа на уроке с различными группами учащихся -  индивидуальная, групповая работа со слабоуспевающими и  одаренными учащимися.

1.  Продолжить изучение новых образовательных технологий, изучить имеющийся положительный опыт по внедрению приемов компьютерных, образовательных технологий  в урочную систему.     

2. Организовать работу постоянно действующего методического семинара, направленного на повышение качества урока, тематику определить исходя из выявленных затруднений учителей–предметников.                                                   

2

Выявление уровня методического мастерства молодых специалистов, вновь                                             прибывших учителей;

 

Посещение уроков с последующим анализом, собеседование

1.Отбор учебного материала форм и методов обучения проводится с расчетом на среднего ученика;

2.Не  всеми учителями  планируется работа с  учащимися  с  высоким уровнем учебной мотивации;

3.Домашнее задание, как правило, не дифференцировано, в него часто включаются те задания, которые не были выполнены на уроке.

Активизировать практику взаимопосещения уроков, результаты посещения уроков обсуждать на совещаниях при завуче, по необходимости оказывать консультативную помощь учителям - предметникам, испытывающим трудности  методического характера.

Учителям-наставникам внести в план своей работы на будущий учебный год  вопросы обмена опытом с молодыми специалистами по разработке дидактического раздаточного материала, использованию наглядных и технических средств обучения на уроке, приемов личностно-ориентированного, дифференцированного  обучения.

3

Работа  учебных кабинетов

Обследование

Отдельные предметные кабинеты не соответствуют требованиям по методической и технической наполняемости.

Не во всех кабинетах имеется в наличие комплексы материалов, в том числе для диагностики качества

обучения, подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации:

дидактических материалов;

тестовых заданий;

тестов;

текстов контрольных работ;

раздаточных материалов;

  таблиц;

других материалов.

В течение учебного года систематически отслеживать деятельность учителей-предметников по совершенствованию методической наполняемости учебных кабинетов

4

Проверка рабочих программ и календарно-тематического планирования.

Персональный, собеседование, экспертиза

Все программы соответствуют требованиям Положения о рабочей учебной программе, прошли соответствующий уровень экспертизы.

Систематически отслеживать уровень выполнения программ.

5

Деятельность школьных методических объединений

Обследование, собеседование

Формальный подход к темам самообразования, и как результат отсутствие практического выхода, диагностики полученных результатов по темам самообразования, оценки полученного

опыта коллегами и мероприятий по его распространению, обобщению.

Руководителям МО активизировать работу по пополнению методической копилки школы материалами из опыта работы коллег: различными вариантами планов, образцами конспектов уроков, презентациями к урокам и.т.д.

6

Преемственность в обучении, адаптация обучающихся к новым условиям.

классно-обобщающий, предметно-обобщающий

К негативным факторам со стороны учителей являются различные варианты авторитарного стиля руководства, неправильная нерациональная организация образовательного процесса и учебной деятельности. Основной заботой учителя – предметника остается качественное ведение урока с применением новых педагогических подходов.

Осуществлять контроль за методической грамотностью, формами  и методами, используемые учителями, личностно-ориентированным подходом  при адаптации обучающихся.

8

Использование инновационных педагогических технологий.

Посещение уроков с последующим анализом, собеседование

Все еще недостаточно внедряются в практику компьютерные технологии, исследовательские виды деятельности учащихся на уроках. Учителя теоретически владеют технологиями проведения личностно- ориентированного, дифференцированного, проблемного обучения, однако на практике эта работа осуществляется на недостаточном уровне. Слабо организуется работа на уроке с различными группами учащихся -  индивидуальная, групповая работа со слабоуспевающими и  одаренными учащимися.

1.Продолжить изучение новых образовательных технологий, изучить имеющийся положительный опыт по внедрению приемов компьютерных, образовательных технологий  в урочную систему.     

 2.Организовать работу постоянно действующего методического семинара, направленного на повышение качества урока, тематику определить исходя из выявленных затруднений учителей–предметников.                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявленные в ходе анализа проблемы организации методической работы в ОУ

Пути решения проблем

Риски

Недостаточный уровень вовлеченности педагогов в инновационные процессы

Обеспечить работу обучающих практических семинаров, круглых столов, педагогических чтений в целях непрерывного процесса повышения квалификации педагогов, их профессиональной компетенции.

 

Профессиональная усталость.

Отсутствие потенциала инновационной деятельности

Недостаточный уровень мотивации, психологической готовности к самоизменению

Усиление индивидуальной направленности в работе с учителями.

 

Мотивировать педагогов через систему надбавок по результату деятельности за предыдущий учебный год (мониторинг качества профессиональной деятельности на основе портфолио педагога). Вести учёт соответствия уровня методической работы модели профессиональной карьеры педагога при  представлении на аттестацию (участие в экспериментальной и инновационной работе, в конкурсах разного уровня и др.).

 

Нежелание затрачивать дополнительные усилия и время на повышение квалификации и овладение современными технологиями

Равнодушное отношение ряда педагогов к росту своей профессиональной компетентности

Создание такой системы деятельности учебного заведения, при которой станет невозможным продолжать профессиональную деятельность без постоянного профессионального роста и включения во все инновационные процессы школы

 

Надежда на продолжение педагогической деятельности, базирующейся на старом багаже знаний.

 

Отсутствие трансляции опыта педагогов и ОУ в периодических изданиях

Способствовать раскрытию авторских позиций педагогов посредством создания локальных печатных сборников. Продолжить работу по выстраиванию уровневой системы демонстрации опыта педагогов внутри школы, используя разные формы ретрансляции опыта.

Назначить руководителя  проекта «Виртуальный методический кабинет» и начать его реализацию, совершенствование сайта школы.

Недостаточный уровень материалов

Не всегда реализуются в полной мере потенциальные возможности педагогов

Совершенствование системы морального и материального стимулирования. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства, по овладению методикой системного анализа результатов УВП, по вовлечению педагогических кадров в инновационную деятельность.

Учителя теоретически владеют технологиями проведения личностно- ориентированного, дифференцированного, проблемного обучения, однако на практике эта работа осуществляется на недостаточном уровне.

Неумение учителей создавать такие учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и склонностей, умением комплексно применять различные средства обучения, в том числе и технические, направленные на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материала, сложностью формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся к данному предмету

Индивидуальное сопровождение, создание института консультантов из числа коллег с высоким уровнем методического мастерства.

Организовать внешкольное и внутришкольное повышение квалификации на основе компетентностного подхода и модели профессиональной карьеры педагога.

 

Увеличении информативности учебного материала и, вместе с тем, преобладании объяснительно-иллюстративного типа обучения на уроках, в силу недостаточной компетентности педагогов. Отсутствие  целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащихся.

 

 

VII. Задачи на новый учебный год (исходя из выявленных проблем), тема методической работы на 2011-2012 учебный год.

В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив продолжит работу над методической темой  «Профессиональная компетентность учителя, как важнейшее условие развития личности обучающихся»

Единая методическая тема охватывает все звенья школьного образования: организованные, управленческие, методические и т. д. Выбор темы осуществлялся коллегиально, по силам педагогическому коллективу, отвечает его интересам и заинтересованности в ее реализации.
Тема охватывает широкий спектр проблем, перспективна, учитывает возможности дальнейшего ее развития и после решения основных проблем.

Задачи методической работы по отношению к педагогическому коллективу:
1. Сохранение и поддержка традиций.
2. Организационная, педагогическая и содержательная поддержка экспериментальной, научно-исследовательской и инновационной деятельности педагогов.
3. Создание условий для зарождения, оценки и общешкольного использования ценного педагогического опыта.
4. Способствование формированию созидательной педагогической среды.
5. Повышение компетентности педагогических сотрудников в области диагностики, мониторинга, оценки и самооценки деятельности учащихся.
6. Формирование структуры для передачи продуктов экспериментальной деятельности школы на другие образовательные учреждения.

7. Привитие вкуса, интереса к творческой деятельности, самообразованию.

8. Создание в школе атмосферы всеобщего уважения, доброты, интереса, терпимости, поощрения всякого успеха, условий для творчества, саморазвития, коллективного и индивидуального продвижения вперед.